В настоящее время в РК действует четырехступенчатая система защиты прав потребителей. Нормами Закона «О защите прав потребителей» первым этапом предусмотрено право потребителя обратиться напрямую к предпринимателю с претензией о нарушении прав. В случае, если претензия рассмотрена предпринимателем не в пользу потребителя, второй этап это обращение к медиатору, либо – арбитру. В случае не урегулирования в досудебном порядке, третьим этапом – идет обращение непосредственно в госорган, то есть в Департамент. И лишь на четвертом этапе потребитель может обратиться в суд. В суде иск потребителя не рассмотрят, если не пройдены все три этапа. В новом законопроекте потребителям предлагается перейти на алгоритм из двух ступеней. Первый этап, обратиться с претензией напрямую к продавцу, а дальше второй этап по усмотрению потребителя: в суд или к медиатору или в госорганы.

– Можно особо выделить следующие основные изменения:

1. реформирование четырехступенчатого алгоритма защиты прав потребителей;

2. введение института омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей, который будет заниматься рассмотрением жалоб, консультированием, координировать общественные институты в этой сфере и участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов;

3. законопроектом предусматривается введение гражданской правовой ответственности предпринимателя, налагаемой в виде штрафа судом в пользу потребителя, чьи права были нарушены и не решены на досудебном этапе при обращении к предпринимателям;

4. предлагается распространить правила защиты прав потребителей на сферы жилищно-коммунального потребления, связи, туризма, культуры, торговли, транспорта и иных сфер услуг для потребления, с целью защиты прав потребителей во всех сферах жизнедеятельности человека;

5. также будет усилена межотраслевая координация госорганов по вопросам защиты прав потребителей.     

Штрафовать предлагают предпринимателей, если права потребителей были нарушены и ситуацию не удалось решить в досудебном порядке. Размер штрафа – от 10 до 50% от суммы иска потребителя. Причем чем меньше сумма иска, тем больше размер штрафа, что будет способствовать предпринимателям добровольно и оперативно устранять нарушения, не доводя до суда.

Что касается введения института омбудсмена, он будет выявлять системные проблемы в сфере защиты прав потребителей и озвучивать их на уровне республики.

Департамент торговли и защиты прав потребителей

Министерства торговли и  интеграции Республики Казахстан

по Акмолинской области

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA