«Да, нам нужен скоростной интернет, связь нужна, но оборудование здесь не ставьте. Это облучение».
Периодически в новостных сюжетах мы видим разгневанных жильцов многоэтажных домов, на крышах которых (или вблизи) пытаются установить оборудование, необходимое для того, чтобы связь и интернет вообще были. Аргументы, доказывающие, что так делается во всем мире, в чистом поле устанавливать оборудование смысла не имеет, радиус охвата абонентов самыми современными приборами ограничен, что ни одна экспертиза не установила вредного воздействия на организм человека, отвергаются категорически. Причем заведомо не дослушав, не попытавшись понять.
Что родителей волнует
Почему так происходит? Ответ, видимо, должны дать социологи. Но очевидно, что одна из причин — массовая, дремучая цифровая неграмотность. Как оказалось, количество дипломов о высшем образовании, коими многие похваляются, на ее минимизацию влияет незначительно.
Разговор в формате круглого стола, организованный представительством Уполномоченного по правам человека в РК по Акмолинской области, еще одно подтверждение этому. Речь шла о внедрении системы «Alaqan Mektep» в общеобразовательные учреждения в качестве идентификатора учащихся…
Это — биометрический сервис с широкими возможностями. Он работает за счет идентификации рисунка вен на ладони, отпечатков пальцев не требуется. Вошел ребенок в здание школы, приложил ладонь к датчику — родители через приложение на своем гаджете узнают об этом, когда вышел — так же. Видят, вошел ли ребенок в столовую, наличные деньги давать при этом не надо, списываются у родителей через ту же систему. Так что вымогательство исключено.
Если в меню, ежедневно размещаемом в приложении, увидели продукты, на которые у ребенка аллергия, могут отправить сообщение: «Замените». Ученики обменивают книги в библиотеке тоже самостоятельно. Посторонние в школу пройти не смогут… И это далеко не все возможности системы «Alaqan». Причем успешно апробированные в пилотном режиме по всему Казахстану. В Кокшетау — в многопрофильной гимназии № 3 им. М. Габдуллина.
— Мы собрались в связи с растущей обеспокоенностью родителей по поводу безопасности этой системы, — обращался к членам экспертного совета руководитель представительства Абылай Муханжаров. — Часть из них опасается возможности нарушения прав детей.
Причины беспокойства родителей озвучили, прежде всего, руководители ОФ «Право на выбор» Владислав Шуль и областного филиала РОО «Сенімен Болашақ» Айгуль Нурмаганбетова. По их словам, родителей волнуют опасность облучения, использование полученных данных для мошеннических действий, то, что расшифрованные данные могут попасть в руки охотников за человеческими органами.
Владислав Людвикович спросил у представителей уполномоченных органов, насколько целесообразно неоднократно менять пропускную систему в организациях образования, сколько средств для этого надо?
Заместитель руководителя областного департамента санитарно-эпидемиологического контроля Сауле Садвакасова выступила больше с позиции родителя: «Ни один родитель в классе, где учится мой ребенок, своего согласия не дал, потому что мы не знаем, каков принцип действия этого оборудования, какие дозы гамма-излучения он получит в итоге, ведь процедуру сканирования будет проходить неоднократно».
При этом, как специалист, Сауле Серикбаевна подтверждает, что при однократном исследовании превышения уровня концентрации каких-либо излучений не выявлено. Данное оборудование не входит в перечень, подлежащий санэпидконтролю.
Имеющий уши, да услышит
Представители органов образования заверили, что разъяснительную работу с родителями проводили. И делали это неоднократно.
Но на недостаточную работу в этом направлении указано даже в одном из представлений прокуратуры. Честно говоря, не понимаю, как и сколько можно и должно объяснять тем, кому близки позиции так называемых радиофобов и близких к ним по духу антиваксеров.
Потому что услышит и поймет только тот, кто действительно желает разобраться. Не понял объяснений, не был на собрании — легко «прогуглить». Пробовала: очень доступны и убедительные ролики, доказывающие простоту и полную безопасность этой системы.
— Почему такое противодействие встречает именно система «Alaqan», — говорил заместитель начальника областного департамента полиции Даулет Шакенов. — Похожие системы используются давно, там тоже биометрия. Почему никто не задается вопросом, где хранятся данные? А они хранятся в школах, на серверах. Никого это не волнует.
Большинство участников круглого стола эту точку зрения разделяют. Действительно, на уровне здравого смысла очевидно, что фейс-контроль гораздо опаснее. Все мы пользуемся системами WhatsApp, Instagram… Без раздумий ставим «галочку», когда всплывает «согласны ли вы на обработку личных данных». А ведь ни один из разработчиков этих мессенджеров в Казахстане не находится, серверы хранятся в иных странах.
Представитель разработчиков системы «Alaqan» Ислам Исенгазиев ответил на все вопросы профессионально, аргументировано… Но и ему неясно, где можно провести исследования, на которых настаивают общественники от имени обеспокоенных родителей: «Скажите, где это можно сделать и на предмет чего? Мы не знаем ни одного института, который исследовал бы подобные системы на предмет облучения. И не только в нашей стране. Потому что они, в принципе, никого облучить не могут. Сканирование ладони — инфракрасными лучами. Их интенсивность примерно такая же, как и от пульта телевизора».
У разработчиков нет никакого досье или базы данных на человека. В момент регистрации сканируется не фотография ладони, а только ее штрихкод. Нет человека — нет фиксации. Система, в принципе, не содержит и не может содержать информации о человеческих органах, состоянии здоровья…
Система, к которой проявляют сегодня интерес во многих странах, разработана казахстанскими специалистами, все серверы — в нашей стране.
Система внедрена уже в 15% казахстанских школ. Если мы в очередной раз не хотим оказаться в роли «догоняющих», надо идти дальше. Биометрия сегодня во всем мире становится нормой и не только в школах.
Кому это НЕвыгодно
Так мы перефразировали известное «Ищите, кому это выгодно».
В данном случае система действительно невыгодна тем, для кого «чем больше посетителей, тем больше денег». Арендаторам школьных столовых, получающим бюджетные деньги за каждого ученика с первого по четвертый класс, и всех, кому гарантировано бесплатное горячее питание в школах. Сейчас количество детей в столовых пересчитывают социальные педагоги. Наплыв во время коротких перемен таков, что ошибиться несложно. Да и пресловутый человеческий фактор никто не отменял.
А что говорить о частных детских садах, работающих по госсоцзаказу. А уж об организациях дополнительного образования…
Руководитель отдела образования г. Кокшетау Айгуль Нугертаева привела красноречивые данные. Система «Alaqan» внедрена пока в 18 организациях дополнительного образования. До этого им ежемесячно перечисляли 35 млн тенге. Теперь — 25. Данные фактической посещаемости существенно расходятся с бумажными отчетами.
А если внедрить эту систему в организациях, получающих многомиллионное финансирование по программа ««ArtSport»… Будучи членом областного совета по этике, двух общественных советов при партии «AMANAT», беру на себя смелость утверждать, что экономия будет куда более существенной.
Теперь эта система внедряется и в здравоохранении. Так что удивляться тому, что мы на приеме у врача не были, откуда же запись, будем реже.
Думается, что антикоррупционный потенциал программы намного весомее пропаганды, плакатов, флешмобов «Давайте жить честно».
Признаюсь, что в 1990 году на курсах повышения квалификации я не стала осваивать компьютер: «На мой век ручки хватит». Не хватило. И это замечательно: какие возможности! Выступать сегодня против биометрического сканирования — как минимум, недальновидно. Лишаем многих возможностей себя, детей, государство. Зачем? Все равно придется. Силой никто заставлять не будет. Но жизнь, как известно, лучший учитель.
Нина Митчинова,
«Акмолинская правда»