Статьей 24 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» гарантировано, что покупатель имеет полное право приобрести товар согласно указанной стоимости, оформленной ярлыком цен, выставленным во внутренних и (или) внешних витринах торгового объекта.
В случае если потребители выявили несоответствие цены, пробитой на кассе, и указанной на ценнике при покупке товара потребителю необходимо пройти к витрине и сделать фото ценника с товаром, а затем обратиться к администрации торгового объекта с просьбой о возврате денежных средств. Оставить претензию (заявление) по данному факту и обязательно зарегистрировать факт его направления. Согласно статье 42-4 Закона РК «О защите прав потребителей», продавец обязан рассмотреть претензию и в случае несогласия с требованиями в течение 10 календарных дней со дня ее получения предоставить мотивированный письменный ответ, обоснованный документально.
Если претензию потребителя не удовлетворяют, то он вправе обратиться в суд в отношении недобросовестного продавца, а также с соответствующим заявлением в Департамент торговли и защиты прав потребителей по Акмолинской области для рассмотрения вопроса о привлечении продавца к административной ответственности, а так же к субъектам досудебного урегулирования потребительских споров.
Потребители должны знать, что допущение продавцами вышеуказанных фактов влечет привлечение субъекта предпринимательства к административной ответственности. Согласно статье 193 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», реализация без указания стоимости в тенге товара, оформленного ярлыком цен, либо реализация товара, стоимость которого превышает оформленную ярлыком цену, а также указание цены не в тенге при его реализации на территории Казахстана на условиях публичного договора влечет применение штрафных санкций к правонарушителю».
Для восстановления своих прав потребитель может обратиться в Департамент торговли и защиты прав потребителей по Акмолинской области по адресу – город Кокшетау, улица Е. Ауельбекова, 117, либо через единую платформу приема обращений E-otinish.gov.kz, Единую информационной систему E-tutynushy.kz или по телефону горячей линии 8(716-2) 50-29-89.
Витринадағы тауар бағасының кассадағы бағаға сәйкес келмеуі
Тұтынушылардың құқықтарын қорғау туралы» Қазақстан Республикасы Заңының 24-бабында сатып алушының тауарды сауда объектісінің ішкі және (немесе) сыртқы витриналарында қойылған баға жапсырмасымен ресімделген көрсетілген құнға сәйкес сатып алуға толық құқығы бар екеніне кепілдік беріледі.
Егер тұтынушылар тауарды сатып алу кезінде кассада тесілген және баға белгісінде көрсетілген бағаның сәйкессіздігін анықтаған жағдайда, тұтынушы витринаға барып, тауармен баға белгісінің суретін түсіріп, содан кейін ақша қаражатын қайтару туралы өтінішпен сауда объектісінің әкімшілігіне жүгінуі керек. Осы факт бойынша шағым (өтініш) қалдыру және оны жіберу фактісін тіркеу міндетті. «Тұтынушылардың құқықтарын қорғау туралы» ҚР Заңының 42-4-бабына сәйкес сатушы шағымды қарауға және талаптармен келіспеген жағдайда оны алған күннен бастап 10 күнтізбелік күн ішінде құжаттамамен негізделген дәлелді жазбаша жауап беруге міндетті.
Егер тұтынушының талабы қанағаттандырылмаса, онда ол жосықсыз сатушыға қатысты сотқа, сондай-ақ сатушыны әкімшілік жауаптылыққа, сондай-ақ тұтынушылық дауларды сотқа дейінгі реттеу субъектілеріне тарту туралы мәселені қарау үшін Ақмола облысы бойынша сауда және тұтынушылардың құқықтарын қорғау департаментіне тиісті өтінішпен жүгінуге құқылы.
Тұтынушылар сатушылардың жоғарыда аталған фактілерді жіберуі кәсіпкерлік субъектісін әкімшілік жауапкершілікке тартуға әкеп соқтыратынын білуі тиіс. «Әкімшілік құқық бұзушылық туралы» Қазақстан Республикасы кодексінің 193-бабына сәйкес баға белгісімен ресімделген тауардың теңгедегі құнын көрсетпей өткізу не құны жапсырмамен ресімделген бағадан асатын тауарды өткізу, сондай-ақ жария шарт талаптарында Қазақстан аумағында оны өткізу кезінде бағаны теңгемен көрсетпеу құқық бұзушыға айыппұл санкцияларын қолдануға әкеп соғады».