ЭКОНОМИКА

11 сентября 2024 г. 6:30

604

МАРИНА ДЕМЧЕНКО, АСТАНА – ОСТРОВЕЦ – АСТАНА

В этом убедились казахстанские эксперты и журналисты, посетившие Белорусскую атомную станцию

фото Анны Якубовой, фото предоставлено пресс-службой БелАЭС

Без секретов

Да, да, ее промышленная площадка размером километр на километр, где компактно разместились более 130 объектов, открыта для посетителей.

К слову, и сам городок Островец, что в Гродненской области, находящийся от АЭС в каких-то 18 км, вовсе не закрытое режимное поселение, как могут подумать некоторые: сюда регулярно приезжают на экскурсию студенты, школьники, туристы, рабочие делегации.

…Две величественные охладительные башни-градирни, окруженные зеленью полей, видны издалека. Клубы белого пара возносятся к небу, соединяясь с быстро бегущими облаками. Мы ахаем и охаем, видя масштабы станции. Ее гигантские строения лично на меня произвели такое же впечатление, как египетские пирамиды. Подобных промышленных громадин мне раньше видеть не доводилось, а, уж поверьте, у меня немалый опыт такого рода туризма.

Рука так и тянется сфотографировать все: розы, стрекоз, вез­десущих воробьев, небольшую церквушку, построенную на территории, ровно уложенные тротуары, проходную и градирни и даже замысловатый инструмент в руках рабочего – все ново, все интересно.

Когда есть энергия

– Мы стремимся быть максимально открытыми для всех, – заверил, радушно встретив нашу делегацию, генеральный директор БелАЭС Сергей Бобович.

По его словам, Беларусь готова делиться опытом в сфере атомной энергетики. При этом их практики интересны многим странам. «Росатом» сегодня возводит атомные станции, подобные БелАЭС, в Турции, Египте, Венг­рии. На новый уровень вышло сотрудничество Беларуси в сфере атомной энергетики с Китаем.

– У Беларуси невелики запасы природных энергетических ресурсов. Для их диверсификации и надежного энергоснабжения потребителей была сделана ставка на мирный атом, – отметил замес­титель министра энергетики Рес­публики Беларусь Денис Мороз.

Решение о строительстве АЭС было принято Президентом Александром Лукашенко в 2008 году и интегрировано в концепцию энергетической безопасности. Первый блок БелАЭС вступил в строй в июне 2021-го, второй – в ноябре 2023-го. Проект стал самым высокотехнологичным и масштабным в истории белорусско-российских отношений. В строительстве атомной станции участвовали около 40 белорусских и российских организаций. В пик ее возведения на площадке были задействованы более 9 тыс. строителей.

Сегодня, когда другие государства только приступают к осуществлению национальных ядерных программ, Беларусь уже сформировала собственную ядерную инфраструктуру, и ­БелАЭС вносит ощутимый вклад в экономику страны. Республика полностью отказалась от импорта электроэнергии. Снизилась ее зависимость от импортируемого природного газа.

С момента включения первого энергоблока БелАЭС в объединенную энергосистему (3 ноября 2020 года) станция суммарно выработала более 34 млрд кВт·ч электроэнергии, что позволило заместить свыше 9 млрд кубомет­ров природного газа.

Весом и экологический эффект: за счет ввода БелАЭС эмиссия парниковых газов будет ежегодно сокращаться примерно на 7 млн тонн. Как отметил Денис Мороз, строительство БелАЭС стало мощным стимулом для увеличения электропотребления в стране, чему поспособствовали принятые президентом и правительством стимулирующие меры.

– В Беларуси ввели дифференцированные тарифы, направленные на увеличение электропотребления. Чем больше электроэнергии производитель потребляет, тем за меньшую стои­мость ее покупает, – пояснил их суть замминистра энергетики РБ. – Принятые меры дают значительный эффект, и количество потребителей электроэнергии постоянно увеличивается. Для населения были введены тарифы на электрическую энергию для использования ее на нужды отоп­ления и горячего водоснабжения. Они также поспособствовали приросту числа потребителей.

В 2023 году общий объем пот­ребления электроэнергии в стране увеличился на 2,5 млрд кВт·ч и достиг рекордных 41,1 млрд кВт·ч. Положительная динамика сохраняется и нынче.

С развитием электросетевой инфраструктуры в Беларуси существенно выросли темпы строи­тельства нового электрифицированного жилья. Индивидуальные жилые дома планомерно переводятся на электрическое отопление. Потребление электроэнергии населением для этих нужд в прошлом году увеличилось в 1,4 раза.

Динамично развиваются энергоемкие производства. Создана сеть зарядных станций для электротранспорта, поэтому даже в 100–150 километрах от Минска, города-миллионника, и в Островце – городке с населением в 14 тысяч жителей – электрокары не редкость. Не в диковинку и электробусы на отдельных городских маршрутах, а в Жодино и Шклове весь общественный транспорт переведен на электричество.

– Собственная атомная электростанция позволяет формировать тарифы без привязки к изменениям мировых цен на энергоресурсы. Несмотря на волатильность мировых цен на природный газ и другие виды топлива, тарифы на электроэнергию в Беларуси остаются стабильными, – пояс­нил Денис Мороз.

Более того, в 2023 году в рейтинге стран Европы по дешевизне электроэнергии Беларусь заняла третье место. Атомная генерация стала драйвером развития смежных отраслей экономики, ряд инновационных проектов готовится к осуществлению в промышленности, науке, медицине. БелАЭС содействует широкому внедрению современных технологий в производстве и обеспечивает создание новых рабочих мест.

Доступно об атоме

Атомная электростанция с двумя реакторами ВВЭР-1200 суммарной мощностью 2 400 МВт построена по российскому проекту «АЭС-2006». Энергоблоки ВВЭР-1200 БелАЭС стали первыми объектами атомной электро­энергетики новейшего поколения безопасности III+, сооруженными по российским технологиям за рубежом. В России же (в областях Ленинградской и Воронежской) успешно работают четыре энергоблока этого типа.

Белорусская АЭС обладает рядом преимуществ, существенно улучшающих ее экономические характеристики и безопасность. Мощность реакторной установки повышена на 20%, вдвое – с 30 до 60 лет – увеличен проект­ный срок службы основного оборудования. При этом есть возможность для продления его эксплуатации еще на 20 лет.

Главная же особенность Бел­АЭС – уникальное сочетание активных и пассивных систем безопасности, обеспечивающих максимальную устойчивость станции к внешним и внутренним воздействиям.

– В качестве топлива в активной зоне реактора используется слабообогащенный диоксид урана в виде «таблеток» цилиндрической формы размером около одного сантиметра и весом в пять граммов. Одна такая урановая «малышка» по своей теплоемкос­ти заменяет 350 килограммов нефти или четыре центнера каменного угля. Причем каждый цилиндрик надежно удерживает радиоактивное загрязнение внут­ри себя – он сам уже первый ­барьер на пути распространения радиации, – рассказал начальник отдела информации и общественных связей Бел­АЭС Эдуард Свирид.

Только представьте: более 18 млн таких цилиндричес­ких сегментов «работают» в одном энергоблоке!

Следующий барьер – оболочка тепловыделяющего элемента (ТВЭЛ). Третий – корпус реактора – со­оружения высотой почти 20 мет­ров и диаметром чуть более 4,5 метра. Его прочные стенки выполнены из специальной реакторной стали толщиной в 20 см. В него помещаются 312 ТВЭЛов, которые соединяются в сложную конструкцию, называемую ТВС (тепловыделяющей сборкой).

На атомную станцию, к слову, топливо поступает как раз в виде блестящих трубок ТВС. Четвертым барьером служит само здание реактора (контайнмент) – сооружение высотой 70,2 метра и внутренним диаметром 44 метра, имеющее двойную защитную оболочку толщиной в 200 см. Дополнительное усиление ей придает система преднапряжения бетона, которая позволяет зданию сохранять герметичность даже при внутреннем давлении в пять атмосфер.

– Не слишком ли это? – поинтересовались мы, разглядывая макеты.

– Если что-то может произойти на атомной станции, то лучше к этому готовиться заранее, потом поздно будет, – парирует, описывая систему защиты АЭС, Эдуард Свирид. – Наличие всех этих защитных оболочек обязательно. Допустим, произойдет нечто невероятное, и в результате аварии днище реактора расплавится – чего еще не было нигде и никогда, так вот, тогда радиоактивный расплав попадет в специальное устройство, размещенное проектировщиками прямо под реакторами, – в ловушку расплава.

– И все-таки каков радиационный фон в районе станции и ее окрестностях? – не унимаемся мы.

– Данные радиационного мониторинга доступны онлайн – желающие могут ознакомиться с информацией на сайте БелАЭС. Контроль радиационной обстановки ведется круглосуточно. Данные анализируются как на самой площадке станции, так и в зоне наблюдения – на постах автоматической системы радиа­ционного контроля. Всего их девять, еще один находится вне зоны наблюдения, в населенном пункте Свирь Мядельского райо­на Минской области, – пояснил Эдуард Свирид.

Сведения о текущих значениях мощности дозы гамма-излучения также отображаются на информационных табло, установленных на территории самой станции и в девяти населенных пунктах.

Затем казахстанский «десант» посетил учебно-тренировочный центр станции. Заместитель генерального директора по качеству БелАЭС, депутат Островецкого районного Совета депутатов Александр Ерин поведал нам о том, как готовятся для станции кадры, зачем персонал ежедневно тренируется и как работает блочный пульт управления.

Могу сказать: работает он надеж­но. Чтобы в этом убедить, нам позволили устроить виртуальную аварию, нажав ту самую красную кнопку… Энергоблок остановился за три секунды!

Зреть в корень

– В Казахстане уже сегодня существует дефицит энергии. Да, есть старые ТЭЦ, вводятся в строй новые возобновляемые источники энергии, но этого мало, необходима атомная генерация, – считает член Общественного совета Министерства энергетики, основатель телеграм-канала «Байдильдинов. Нефть» Олжас Байдильдинов. – Я всегда выступал за то, чтобы мы как можно быстрее приступили к строительству АЭС. Тем более что занимаем ведущее место в мире по запасам и добыче природного урана. Но вот парадокс: не имеем своей АЭС и покупаем электроэнергию в соседних странах. В октябре вопрос о строи­тельстве станции будет вынесен на референдум и, на­деюсь, казахстанцы сделают правильный выбор.

АЭС обеспечивают стабильное и предсказуемое энергоснабжение, что является ключевым фактором для развития бизнеса.

– Для МСБ это означает снижение затрат на электроэнергию и возможность увеличения производительности, – отмечает управляющий директор Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Жакып Хайрушев. – Строительство и эксплуатация АЭС требуют внедрения передовых технологий, в том числе IT и инновационных решений, что стимулирует развитие смежных отраслей. Например, это может включать производство и обслуживание высокотехнологичного оборудования, разработку новых материалов и программного обеспечения для контроля и управления.

Казахстанские малые и средние предприятия, обладающие гибкостью и способностью быстро адаптироваться к изменениям, могут занять нишу в этих новых сферах, предоставляя специализированные услуги и продукты.

По словам эксперта, строительство АЭС повлечет за собой развитие инфраструктуры не только в селе Улькен Жамбылского района, где планируется разместить казахстанскую АЭС, но и всей Алматинской области. Это включает в себя строительство дорог, жилья, социальных объектов… Укрепление региональной экономики позволит создать новые возможности для бизнеса, повысит качество жизни и снизит миграцию из сельских районов.

В том, что строительство атомной электростанции дало Островцу да и всему Островецкому району Гродненской области мощный импульс к развитию, мы смогли убедиться, побывав в многофунк­циональном культурном комп­лексе, центральной районной клинической больнице, средней школе № 3, на ледовой площадке, в спортивно-оздоровительном комплексе, наконец, встретившись и побеседовав с людьми.

Населенный пункт с 555-летней историей фактически возродился. За последнее десятилетие Островец превратился в красивый благоустроенный город с широкими улицами, новыми мик­рорайонами и парками. Средний возраст горожан – 38 лет. Молодые, целе­устремленные, образованные, приветливые люди. Гордятся своим городом. Любят свою работу. Связывают с АЭС свое будущее.

…Вот такой я увидела в Беларуси действующую АЭС. В ней, воздвигнутой посреди зеленых полей, нет ничего страшного.

#АЭС#Беларусь#БелАЭС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA


Вы пропустили

Эксперты говорят, что в нынешнем Налоговом кодексе имеется 729 пунктов, имеющих признаки льгот. Преференции во всём мире вводятся государствами для стимулирования роста экономики и поддержки отдельных категорий бизнеса. В идеале это должно привести к росту предприятий и рабочих мест, удешевлению производства и увеличению налогооблагаемой базы. Как это работает в Казахстане расскажем здесь.  Когда разрабатывался нынешний Налоговый кодекс инициаторы изменений говорили, что налоговые льготы станут стимулом к развитию бизнеса, который со временем начнет расти и укрупнятся. Сегодня 98,9% бизнеса в Казахстане составляют микро- и малые предприятия, тогда как средний бизнес – лишь 1%, а крупный – всего 0,1%. Эта структура практически не меняется последние пять лет. Вместо того чтобы расти и переходить в более крупные категории, бизнес предпочитает оставаться в зоне льгот, чтобы минимизировать налоги. Эксперты говорят, что в результате налоговые поступления от малого и среднего бизнеса практически равны, хотя численно малых предприятий в разы больше. Они уверены, что это сигнал, что система требует изменений, а предприниматели – новых стимулов для честного ведения бизнеса. Ожидалось, что малый бизнес, получив поддержку, постепенно перерастет в средний и крупный. Однако фактически сложилась ситуация, когда 81% налогоплательщиков продолжают работать по упрощенной системе налогообложения, избегая перехода на общеустановленный режим.  Для сохранения налоговых льгот предприниматели нашей страны идут на ухищрения, дробят бизнес и сохраняют минимальное налогообложение, уклоняясь от законных обязательств.Более того, 85% таких предприятий декларируют доходы до 15 млн тенге, что свидетельствует о системном дроблении для снижения налоговой нагрузки. Что такое дробление бизнеса  Налоговое дробление – это не просто хитрость, а уклонение от фискальных обязательств. В правовом государстве такие схемы подрывают основы порядка, создавая теневые зоны и несправедливые преимущества для одних предпринимателей за счет других. Государство следует ужесточить контроль, чтобы обеспечить честную конкуренцию и равные правила игры для всех. Эксперты говорят, когда бизнес уклоняется от налогов, бюджет страны теряет миллиарды тенге, которые могли бы пойти на развитие регионов, строительство дорог, школ, больниц, поддержку социально уязвимых слоев населения. Те, кто уклоняется от налогов, фактически воруют у простых граждан, недодавая стране средства на ее развитие. Пример Освобождение застройщиков от НДС в свое время должно было сделать жилье доступнее, но на практике цены выросли в 21 раз. При этом строительная отрасль остается одной из самых теневых. Отмена льгот позволит вывести сектор из тени и направить как минимум дополнительные 130 млрд тенге в бюджет – это соразмерно 40 новым школам. Государство заинтересовано в прозрачном рынке недвижимости, который будет работать в интересах граждан, а не узкой группы застройщиков. Кто реально платит налоги? В Казахстане зарегистрировано 2,3 млн налогоплательщиков, но только 8% из них (137 тысяч компаний) являются плательщиками НДС. Это говорит о том, что подавляющее большинство предпринимателей остается в специальных налоговых режимах, избегая перехода на более высокий уровень налогообложения. Государство теряет значительные поступления в бюджет, а бизнес-среда остается в искусственно раздробленном состоянии. Предложения правительства  В настоящее время разрабатывается новый Налоговый кодекс. Инициаторы проекта предложили из 453 позиций льгот отменить 128 налоговых преференций на сумму более 1,3 трлн тенге. По данным Министерства национальной экономики, основные поправки включают: снижение порога для обязательной постановки на регистрационный учет по НДС – с 20 тыс. МРП (78,6 млн тенге) до 3 800 МРП (15 млн тенге); повышение ставки НДС – с 12 до 16%, при этом для отдельных отраслей устанавливается пониженная ставка 10%; ограничение применения специального налогового режима упрощенной декларации – он будет доступен исключительно для сегмента B2C (бизнес для конечных потребителей).