Несмотря на большие объемы производимой энергии на угольных станциях, Казахстан уже испытавает дефицит электроэнергии. Директор департамента атомной энергетики и промышленности Министерства энергетики Гумар Сергазин убежден, что решить эту проблему поможет строительство АЭС. Он рассказал, с чем связаны страхи казахстанцев и почему они безосновательны, сообщает El.kz.
— Гумар Екпинович, зачем Казахстану нужна АЭС? Может быть стоит присмотреться к альтернативным источникам энергии?
— В первую очередь Казахстан рассматривает строительство атомной электростанции с точки зрения энергетической безопасности, чтобы сократить импорт электроэнергии. В пиковые часы дефицит электроэнергии покрывается за счет импортируемой электроэнергии. В 2023 году мы импортировали электроэнергию в объеме около 2 миллиардов КВт/час. Соответственно, это один из основных факторов.
Во-вторых, учитывая на сегодняшний день «зелёную» мировую повестку и то, что мы приняли в прошлом году стратегию по развитию углеродной нейтральности до 2060 года, без атомной станции Казахстан не сможет выполнить эти обязательства. Потому что атомная электростанция на сегодня единственный стабильный, мощный, чистый базовый источник электроэнергии.
В настоящий момент во всем мире эксплуатируется 415 реакторовю. Лидирующую позицию занимает США — 94 реактора, Франция и Китай – по 56 реакторов и планируется трёхкратное увеличение атомной энергии. В прошлом году на конференции COP28 была подписано декларация о трехкратном увеличении атомной энергии. То есть на мировой повестка говорится, что атомная энергетика -это базовая чистая энергетика, которую необходимо развивать.
Мы понимаем, что угольные станции Казахстан на сегодняшний день на 70% парковый ресурс свой уже отработали. Они уже в плачевном состояние. Соответственно, если в будущем мы хотим прийти к декарбонизации, то соответственно, мы должны развивать чистую базовую мощную энергетику, тоесть атомную энергетику. Альтернатива настоящий момент мы не видим.
Параллельно, конечно, мы очень активно развиваем и возобновляемые источники энергии. На сегодня в Казахстане имеется 148 объектов возобновляемых источников энергии – ветер, солнце, газовые установки, гидроэлектростанции. В общем, атомная энергетика совместно ВИЭ будет такая хорошая синергия, которая нам позволит в 2060 году достичь декарбонизациию, углеродной нейтральности.
— С чем связаны страхи населения и какие есть гарантии безопасности?
— Страхи людей,связанные со строительством атомной электростанции, берут свое начало еще с аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году и Фукусимы. Это две крупные аварии и еще одна авария была в 1979 году на Три-Майл-Айленде. Там не очень большая авария была, а просто разлив радиоактивных отходов. Из-за всех этих событий на сегодняшний день у народа все еще остается фобия атомной энергетики. Необходимо проводить тщательную информационно-разъяснительную работу и объяснять, что атомная энергетика — это безопасно.
Водо-водяные реакторы, которые будет поставлять один четырех поставщиков в Казахстан — это самый безопасный реактор в мире на сегодня. Из 415 реакторов 307 реакторов эксплуатируется и ни одного инцидента не произошло. Тем более сейчас мы рассматриваем реакторы поколения III, III+. Носитель безопасности в этом реакторе занимает 40% от стоимости проекта. Этот реактор имеет как активную, так и пассивную системы безопасности.
Активная система безопасности это предполагаемые проектируемые аварии. А пассивная система безопасности предназначена для непроектируемых аварий. Пассивная система безопасности может урегулировать ситуацию и привести реактор в безопасность состояния.
Третий момент — это исключение человеческого фактора. Даже если оператор сам захочет стимулировать аварию, то у него ничего не получится, реактор будет заглушен и приведёт сам себя в безопасное состояния. Вот поэтому мы и рассматриваем проверенные, опробированные водо-водяные реакторы. Мы очень детально изучали эти проекты и мы рекомендуем их к строительству на 1 АЭС на территории Республики Казахстан.
На Чернобыльской АЭС и АЭС Фукушимы, где произошли аварии, не были предусмотрены эти системы безопасности. И после этих аварий все ошибки, недочеты были изучены, учтены и дополнены при разработке реактора III, III+. Эта фобия у людей равносильна тому, что из-за одной авиакатострофы все просто перестали бы летать самолетами.
Если обратиться к мировой практике — в Корее, в Японии, в европейских странах на их угольных станциях и ГЭС тоже происходят крупные аварии, где погибают тысячи людей, но об этом никто не говорит. А атомная энергетика находится под пристальным вниманием, потому что все боятся радиации. Однако реакторы, о которых мы говорим, реакторы нового поколения, имеют тройную оболочку, благодаря которой раектор не даст произойти выбросу радиоактивных веществ в атмосферу.
— Помимо исключения аварийных ситуаций необходимо помнить и об утилизации отходов.
— Что касается утилизации радиоактивных отходов, это не так опасно. У нас имеется очень хорошая компетенция по управлению с радиоактивными отходами. Еще со времен Советского Союза у нас осталось наследие. В Казахстане имеются и бывшие урановые рудники, где имеются отходы, и на сегодняшний день действует исследовательский реактор, где тоже образуются те же самые радиоактивные отходы, которые будут образовываться при эксплуатации атомной станции.И ни одного инцидента на сегодня не произошло, связанного с этими отходами.
Чтобы было понимание в цифрах — это от 1 ГВт в год мы будем генерировать 1000 МВт, то объем радиоактивных отходов будет составлять всего 500 кубических метров, в то время, как на угольных ТЭЦ при производстве той же мощности образуется 200-300 тысяч тонн отходов. Кроме того, необходимо учитывать, что и в в угле имеются природные радионуклеиды. Даже просто в земле есть природные радионуклеиды. Поэтому когда уголь выгорает, в атмосферу выбрасываются различные элементы, которыми мы дышим.
Выбросы парниковых газов в Казахстане от энергетики занимают 78%. 81,6% углекислого газа выделяется при сжигании этого топлива. И если взять, к примеру, 1 ГВт от теплоэлектростанции, о котором я говорил, то, соответственно, при выработке той же мощности на атомной электростанции мы снижаем объем выброса углекислого газа от 3 до 7 миллионов тонн. У АЭС окись серы, окись азота, пепел, углекислый газ, зола – равно нулю. Но это всё имеется у ТЭЦ.
— Как строительство АЭС скажется на благополучии нашей страны? Сколько рабочих мест будет создано?
— Строительство атомной электростанции даст очень хороший импульс нашей экономике. Даже если взять отдельно регион, тот район, где будет строиться атомная станции, соответственно будут поступления налогов, будет развиваться малый и средний бизнес, строительство инфраструктуры (школа, садики, развлекательный комплекс, гостиничные комплексы, рестораны и кафе, столовые будут открываться, предприятия по производству металолоконструкций, цемента, бетона, которые необходимы при строительстве. Все эти сферы будут очень хорошо развиваться.
Помимо этого если у нас будет чистая базовая электроэнергия, то соответственно это привлечёт приток инвестиций, потому что инвесторы, которые будут приходить, должны быть уверены, что они свою продукцию изготавливают от чистой энергии, чтобы завтра при экспорте продукции на них не накладываются карбоновый налог. То есть если у нас будет чистая базовая энергия, то соответственно будут реализовываться разные проекты, будет развиваться индустрия. Помимо этого атомная энергетика это в пик развития атомной энергетики будут параллельные развиваться смежные отрасли. На одно рабочее место при строительстве будет 10 смежных рабочих мест.
При строительстве атомной электростанции будет привлечено от 8 до 10 тысяч рабочих мест, а при эксплуатации атомной станции будет создано 2000 рабочих мест. И это смело можно умножать на 2, на 3, так как многие приедут со своими семьями, жёнами, детьми. Это значительно увеличит приток населения и соответственно, параллельно будут развиваться все те сферы бизнеса, которые необходимы для обеспечения как эксплуатации атомной станции, так и для проживания населения.
— На стоимости энергии это как-то отразится?
— На сегодняшний момент я не могу сказать по тарифам, так как эта станция будет построена как минимум через 10 лет. Сложно предугадать, каким будет тариф на электрическую энергию тогда, учитывая колебания курса валюты и прочие факторы. Однако я точно могу заверить, что атомная электростанция работает 60 лет и ее работа может продлеваться на 20 лет и ещё раз на 20. То есть, можно сказать, что 100 лет у нас будет стабильный источник чистой энергии.
Себестоимость энергии от атомной электростанции намного ниже, чем от других источников энергии. Основные затраты атомной станции – это самое главное затраты на топливо и на эксплуатацию. Эксплуатации включает и зарплату персоналу. Стоит учитывать и тот факт, что у нас есть свое сырьё – уран. Мы будем сами себя обеспечивать топливом, но это не каждый день, как на угольных станциях. Два реактора по 1200 МВт — загрузили 200 тонн урана и через 18 месяцев будет перезагружаться на 30%. И то эти 30% не все выгорают. Из них выгорают только 5%, остальные 25% можно дальше перерабатывать и использовать. Затраты минимальны, соответственно, в дальнейшей перспективе это безусловно будет удешевлять тарифы. По крайней мере они не будут более стабильны и не будут так быстро расти.
— А если мы не построим АЭС, что тогда ждёт Казахстан?
— Нас ждет дефицит энергии и как следствие приток импорта электроэнергии из соседних стран. Если на сегодня мы берем по 40-50 тенге за КВт, через 10 лет мы тот же КВт будем покупать в 2-3 раза дороже.
У нас растет население, есть разные проекты, растёт промышленность, Мы не стоим на месте, а развиваемся. Поэтому если мы не построим в ближайшем будутщем АЭС импорт электроэнергии увеличится, соответственно, из-за этого и платить будем больше.
Поэтому наши соседние страны, такие как Узбекистан, Кыргызстан, рассматривают строительство атомной электростанции, чтобы тоже обеспечить себе независимость. Узбекистан уже смотрит с той точки зрения, чтобы экспортировать в будущем свою электроэнергию и на этом зарабатывать.
Так и Казахстану стоит рассматривать перспективу экспорта энергии. Мы должны развивать все источники энергии, те же ТЭЦ, возобновляемые источники энергии, водород. Все альтернативные источники энергии мы должны в совокупе развивать, чтобы у нас шла диверсификация энергетического сектора. Соответственно, если у нас будет много электроэнергии, мы же можем на этом зарабатывать, мы можем её экспортировать.
— Вы считаете, что атомная энергетика заменит угольную?
— Атомная энергетика будет покрывать тот дефицит электроэнергии, который будет возникать к 2035 году.