АЭС может работать и обеспечивать Казахстан электроэнергией до 100 лет. Такое мнение озвучил эксперт в области энергетики Олжас Байдильдинов.
По его словам, Казахстан является энергодефицитной страной. В том числе в декабре прошлого года в пик потребления было импортировано 9% от общего объема. В основном поставки велись из России, часть пришлась на Кыргызстан.
«Если бы этих перетоков не было по каким-то причинам, то в декабре мы всей страной каждый день два часа сидели бы без света. Как в 1990-х, когда у кого-то отключили, потом в другой район дали. Соответственно, без электричества не будет ни лифтов, ни воды, ни отопления», – пояснил автор Telegram-канала «Байдильдинов. Нефть».
По его словам, энергодефицит растет, из-за чего растут в том числе и расходы. Поэтому, по мнению эксперта, у Казахстана практически нет других вариантов, кроме как строительство АЭС.
«Когда говорят, что у нас есть достаточный объем газа, это не так. В Казахстане также есть гидроресурсы, но не в таких больших объемах, которые могут быть использованы для покрытия дефицита. В том числе из-за того, что реки формируются не на территории страны. То есть мы не сможем их полностью контролировать. Плюс это довольно дорогая генерация», – отметил Байдильдинов.
Возобновляемые источники энергии, по его словам, нельзя рассматривать как базовые.
Вместе с тем, как отметил эксперт, возведение АЭС будет иметь мультипликативный эффект. Например, в Турции на пике строительства четырех энергоблоков было создано порядка 25 тыс. рабочих мест, около $25 млрд инвестиций.
По подсчетам Байдильдинова, если на два энергоблока понадобится $15 млрд с учетом инфраструктуры, то образуется 15 тыс. новых рабочих мест. При этом, по его словам, в стране есть необходимые кадры.
«При правильном техническом обслуживании станций мы можем себя обеспечить атомной энергией на срок от 60 до 100 лет», – спрогнозировал эксперт.
Говоря об отходах, Байдильдинов отметил, что их значительно меньше, чем от угольных станций.
«АЭС на два энергоблока в год требует загрузки порядка 200 тонн ТВС, это примерно три-четыре железнодорожных вагона. Для того, чтобы углем это заполнить, потребуется от 3 до 4 млн тонн угля. Причем это традиционное сырье дает гораздо больше радиации за счет золы, чем атомная станция, которая работает по всем технологиям. При этом, когда мы говорим о реакторах четвертого поколения, то мы говорим о безотходном производстве. Отработавшее топливо путем его обогащения можно сжигать снова и получать непрерывный цикл. Такие технологии проектируются в мире и появятся примерно через 20-30 лет», – заключил он.
Напомним, референдум по строительству АЭС пройдет 6 октября этого года. Казахстанцы будут отвечать на вопрос «Согласны ли вы со строительством атомной электростанции в Казахстане?».