Кез келген халықтың өткені мен бүгінінің сабақтастығы топоним-атауларында көрініс табады. Жер атаулары қазақ халқының сан ғасырлық тарихының құпияларын ашады. Әр аймақта мәдени өмірдің тарихы мен дәстүрлері сақталған орындар бар. Ақмола облысы да бұдан тыс қалған жоқ.                                                        

Қазақстанның жер-су және елді мекендерінің байырғы атауларын жаңғырту мақсатында «Асыл қазына» өлкетану клубы аясында №2,3 қалалық кітапханалар Bandicam бағдарламасы бойынша И.Бекзатқызының «Ақмола облысының тарихи топонимдері» атты кітаптың таныстырылымын өткізді.                                             

«Ақмола облысының тарихи топонимдері» кітабының авторы- ҚР Ұлттық музейінің ғылыми қызметкері Ирина Бекзатқызы. Қазақ жері ғасырлар бойы түрлі саяси оқиғалардың куәсі болғандығы белгілі. Бірнеше мыңжылдықтар бойы тарихи жағдайлар, тілдер мен халықтар, ал олармен бірге географиялық атаулар да өзгерді.       Зерттеу еңбегінде Ақмоланың ономастикалық кеңістігі бойынша жаңа деректер мен тың мәліметтер берілген, өңірдің тарихи топонимдерін зерттеу кезінде еліміздің орталық мемлекеттік архивінің тарихи құжаттары және Омбы облыстық тарихи архивінің топографиялық карталары негізінде алынған.                  

Ғылыми еңбек еліміздің мемлекеттік мұрағат деректері мен зерттеу материалдары 18-ші ғасырдың екінші жартысы мен 20-шы ғасырдың басына дейінгі аралықты қамтиды. Оның ішінде қоныс аудару құжаттары мен дала генерал губернаторларының жер-су атауларына қатысты бұйрықтары және қызметтік хаттарының көшірмелері сараланған. Нәтижесінде Ақмола өңірінің 64 елді мекенінің тарихи атауы анықталды. Аумақ топонимдерінің алуантүрлілігі өлкенің бай тарихының көрінісі болып табылады. Ежелден халық тарихы географиялық кеңістіктің топонимикалық жүйесінде көрініс тапқан. Жергілікті топонимдердің жасалу заңдылықтары мен тілдік ерекшеліктеріне назар аудара отырып, жер-су атауларында қазақ халқының мәдениеті, тұрмыс-салты мен этнографиясы бейнеленгендігіне көз жеткіздік.                              

Қазақ топонимиясының өзіндік келбетін көрсетуде қазақ халқының ұлттық ерекшеліктерін көрсететін тарихи топонимдерді сақтау, жоғалған топонимдерді бастапқы қалпына келтіру өте маңызды іс. Басылым «Ақмола облысының ішкі саясат басқармасы» мемлекеттік мекемесінің қолдауымен «Ақмола облысының тарихи-географиялық атауларын зерттеу және қалпына келтіру» жобасы аясында жарық көрді.                                                                         

Кітап тіл білімі мамандарына, тарихшыларға, географтарға, сондай-ақ қазақ географиялық атауларына, топонимдердің шығу тарихына қызығушылық танытатын көпшілік оқырманға арналған.                         Бөкенова Қ.А №3 қалалық кітапхана кітапханашысы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA


Вы пропустили

Эксперты говорят, что в нынешнем Налоговом кодексе имеется 729 пунктов, имеющих признаки льгот. Преференции во всём мире вводятся государствами для стимулирования роста экономики и поддержки отдельных категорий бизнеса. В идеале это должно привести к росту предприятий и рабочих мест, удешевлению производства и увеличению налогооблагаемой базы. Как это работает в Казахстане расскажем здесь.  Когда разрабатывался нынешний Налоговый кодекс инициаторы изменений говорили, что налоговые льготы станут стимулом к развитию бизнеса, который со временем начнет расти и укрупнятся. Сегодня 98,9% бизнеса в Казахстане составляют микро- и малые предприятия, тогда как средний бизнес – лишь 1%, а крупный – всего 0,1%. Эта структура практически не меняется последние пять лет. Вместо того чтобы расти и переходить в более крупные категории, бизнес предпочитает оставаться в зоне льгот, чтобы минимизировать налоги. Эксперты говорят, что в результате налоговые поступления от малого и среднего бизнеса практически равны, хотя численно малых предприятий в разы больше. Они уверены, что это сигнал, что система требует изменений, а предприниматели – новых стимулов для честного ведения бизнеса. Ожидалось, что малый бизнес, получив поддержку, постепенно перерастет в средний и крупный. Однако фактически сложилась ситуация, когда 81% налогоплательщиков продолжают работать по упрощенной системе налогообложения, избегая перехода на общеустановленный режим.  Для сохранения налоговых льгот предприниматели нашей страны идут на ухищрения, дробят бизнес и сохраняют минимальное налогообложение, уклоняясь от законных обязательств.Более того, 85% таких предприятий декларируют доходы до 15 млн тенге, что свидетельствует о системном дроблении для снижения налоговой нагрузки. Что такое дробление бизнеса  Налоговое дробление – это не просто хитрость, а уклонение от фискальных обязательств. В правовом государстве такие схемы подрывают основы порядка, создавая теневые зоны и несправедливые преимущества для одних предпринимателей за счет других. Государство следует ужесточить контроль, чтобы обеспечить честную конкуренцию и равные правила игры для всех. Эксперты говорят, когда бизнес уклоняется от налогов, бюджет страны теряет миллиарды тенге, которые могли бы пойти на развитие регионов, строительство дорог, школ, больниц, поддержку социально уязвимых слоев населения. Те, кто уклоняется от налогов, фактически воруют у простых граждан, недодавая стране средства на ее развитие. Пример Освобождение застройщиков от НДС в свое время должно было сделать жилье доступнее, но на практике цены выросли в 21 раз. При этом строительная отрасль остается одной из самых теневых. Отмена льгот позволит вывести сектор из тени и направить как минимум дополнительные 130 млрд тенге в бюджет – это соразмерно 40 новым школам. Государство заинтересовано в прозрачном рынке недвижимости, который будет работать в интересах граждан, а не узкой группы застройщиков. Кто реально платит налоги? В Казахстане зарегистрировано 2,3 млн налогоплательщиков, но только 8% из них (137 тысяч компаний) являются плательщиками НДС. Это говорит о том, что подавляющее большинство предпринимателей остается в специальных налоговых режимах, избегая перехода на более высокий уровень налогообложения. Государство теряет значительные поступления в бюджет, а бизнес-среда остается в искусственно раздробленном состоянии. Предложения правительства  В настоящее время разрабатывается новый Налоговый кодекс. Инициаторы проекта предложили из 453 позиций льгот отменить 128 налоговых преференций на сумму более 1,3 трлн тенге. По данным Министерства национальной экономики, основные поправки включают: снижение порога для обязательной постановки на регистрационный учет по НДС – с 20 тыс. МРП (78,6 млн тенге) до 3 800 МРП (15 млн тенге); повышение ставки НДС – с 12 до 16%, при этом для отдельных отраслей устанавливается пониженная ставка 10%; ограничение применения специального налогового режима упрощенной декларации – он будет доступен исключительно для сегмента B2C (бизнес для конечных потребителей).